Блог Юриста

Ne longum faciam — коротко говоря

Решение Конституционного суда Украины № 22-рп/2010


ИМЕНЕМ УКРАИНЫ
РЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ
по делу по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»

г. К и е в

Дело № 1-47/2010
30 ноября 2010
№ 22-рп/2010

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Головина Анатолия Сергеевича-председательствующего, докладчика,
Баулина Юрия Васильевича,
Брынцева Василия Дмитриевича,
Вдовиченко Сергея Леонидович,
Винокурова Сергея Маркияновича,
Гультай Михаила Мирославович,
Запорожца Михаила Петровича,
Кампа Владимира Михайловича,
Колоса Михаила Ивановича,
Маркуш Марии Андреевны,
Сергейчук Олега Анатольевича,
Стецюка Петра Богдановича,
Стрижака Андрея Андреевича,
Ткачука Павла Николаевича,
Шапталы Натальи Константиновны,
Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел в пленарном заседании дело по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2154-VI (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., № № 22-25, ст.263) (далее — Закон).
Поводом к рассмотрению дела согласно статьям 39, 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» стало конституционное представление 54 народных депутатов Украины.
Основанием для рассмотрения дела согласно статье 71 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» является утверждение субъекта права на конституционное представление о неконституционности указанных положений Закона.

Заслушав судью-докладчика Головина А.С. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины

у с т а н о в и л:

1. Субъект права на конституционное представление — 54 народных депутата Украины — обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения Закона, а именно:
— Статьи 14, которой установлено, что «при осуществлении государственных заимствований и предоставлении государственных гарантий Министр финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины имеет право принимать обязательства от имени Украины, связанные с осуществлением таких заимствований и предоставлением государственных гарантий, в том числе по отказу от суверенного иммунитета в возможных судебных делах, связанных с возвратом кредитов (займов) и освобождением платежей согласно договорам от любых комиссий, налогов и сборов (обязательных платежей), в течение времени действия обязательства по возврату заимствованных средств «;
— Статьи 24, которая предусматривает, что «на частичное изменение части второй статьи 21 Закона Украины» О приватизации государственного имущества «(Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 17, ст.122; 2002 г., № 12-13, статьи 92; 2003 г., № 10-11, ст. 86; 2005 г., № 7-8, ст. 162, № № 17-19, ст.267; 2006 г., № 4, статьи 59 , № № 9-11, стр. 96; 2007 г., № 7-8, ст. 66; 2008 г., № № 5-8, ст. 78; 2009 г., № № 20-22, ст. 269) разрешить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертируемой иностранной валюте «;
— Статьи 64, которой установлено, что «к членам семьи льготника при предоставлении льгот относятся: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы; лицо, которое проживает вместе с инвалидом войны I группы и присматривает за ним при условии, что инвалид войны не состоит в браке; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживает вместе с ним «;
— Пунктов 7-13 раздела VII «Заключительные положения», которыми предусмотрено:
«7. С целью уменьшения дефицита бюджета в 2010 году предоставить право Кабинету Министров Украины по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета принимать решения о пересмотре некоторых размеров выплат, определенных законодательством, и по другим законодательным актам, которые предусматривают дополнительные расходы из государственного и местных бюджетов.
8. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2008 г., № 27-28, ст. 253; 2009 г., № 16, ст. 223, № 26, ст. 328) применяются с учетом следующих изменений:
в разделе II «Заключительные положения»:
остановить на 2010 год действие абзаца двадцать первый — двадцать третьего пункта 4;
в пункте 6 цифры «2,27» изменить цифрами «3,19».
9. Установить, что в 2010 году отдельные положения Земельного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., № 3-4, ст.27) применяются с учетом следующих изменений:
текст статьи 209 изложить в следующей редакции:
«1. Средства от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства зачисляются в размере: 100 процентов — в бюджеты городов Киева и Севастополя; 25 процентов — в бюджет Автономной Республики Крым и областных бюджетов, 75 процентов — в бюджеты городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, 15 процентов — в районные бюджеты, 60 процентов — в бюджеты городов районного значения, поселков, сел и их объединений.
2. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, используются исключительно на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных нужд, улучшения соответствующих угодий, охрану земель в соответствии с разработанными программами и проектами землеустройства, проведения нормативной денежной оценки земли, размежевание земель государственной и коммунальной собственности . Использование этих средств на другие цели не допускается.
10. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «О хозяйственных обществах» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., № 49, ст. 682; 1998 г., № 18, ст. 89) применяются с учетом следующих изменений:
1) в третьем предложении статьи 15 после слова «расчетов» дополнить словами «и уплаты обязательной суммы дивидендов»;
2) пункт «д» части пятой статьи 41 после слова «(дивидендов)» дополнить словами «с учетом требований, предусмотренных этим и другими законами».
11. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «Об акционерных обществах» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2008 г., № 50-51, ст.384) применяются с учетом следующих изменений:
1) в статье 30:
в абзаце первом части второй слова «в объеме, установленном решением общего собрания акционерного общества» исключить;
часть вторую после абзаца первого дополнить двумя новыми абзацами следующего содержания:
«Выплата дивидендов осуществляется хозяйственным обществом из чистой прибыли в отчетном году и / или нераспределенной прибыли в размере не менее 30 процентов.
Размер выплаты дивидендов может быть увеличен по решению общего собрания акционерного общества.
В связи с этим абзац второй считать абзацем четвертым;
абзац первый части третьей изложить в следующей редакции:
«3. Решение о выплате дивидендов в размере более 30 процентов по простым акциям принимается общим собранием акционерного общества;
2) в части второй статьи 33:
пункт 12 дополнить словами «с учетом требований, предусмотренных этим и другими законами»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15) утверждение годовых дивидендов в размере, превышающем их объем, установленный абзацем вторым части второй статьи 30 настоящего Закона».
12. Остановить на 2010 год действие:
1) Закона Украины «О рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., № 19, ст.ст. 272, № 43-44, ст 493; 2005 г., № 7 — 8, ст. 162, № № 17-19, ст.267; 2006 г., № № 9-11, стр. 96; 2007 г., № 3, ст. 31; 2008 г., № № 5-8 , статьи 78, № 27-28, ст. 253);
2) абзац второй преамбулы Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 10, ст. 44; 2003 г., № 24, ст 154 ; 2010 г., № 2-3, ст.11);
3) частей второй и шестой статьи 16 (относительно условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами) и части первой статьи 34 (относительно определения размера сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами) Кодекса Украины о недрах (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., № 36, ст. 340);
4) статей 14-16 Закона Украины «О нефти и газе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 50, ст. 262; 2004 г., № 17-18, ст. 250; 2005 г., № 7 -8, ст. 162, № № 17-19, ст.267; 2006 г., № № 9-11, стр. 96; 2007 г., № 7-8, ст. 66; 2008 г., № №5-8, статьи 78, № 27-28, ст. 253) в части условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами;
5) абзацев восьмого и десятый части второй статьи 6 Закона Украины «О государственной геологической службе Украины» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 51, ст. 456; 2004 г., № 17-18, ст. 250; 2005 г., № 7-8, ст. 162, № № 17-19, ст.267; 2006 г., № № 9-11, стр. 96, № 22, ст. 184; 2007 г., № 7 -8, § 66; 2008 г., № № 5-8, ст. 78, № 27-28, ст. 253; 2009 г., № 29, ст.391) в части предоставления полномочий и предоставления специальных разрешений на пользование недрами.
13. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., № 15, ст. 84; 2005 г., № 10, ст. 187, № № 17 — 19, ст.267) применяются с учетом следующих изменений:
пункт 11 части первой статьи 11 изложить в следующей редакции:
«11) применять к налогоплательщикам финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимки, пени в случаях, порядке и размере, установленных законодательством, а также взыскивать в государственный бюджет суммы задолженности субъектов хозяйствования по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, и начисленной на нее пени в порядке, предусмотренном Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Субъект права на конституционное представление утверждает, что, поскольку статьей 95 Конституции Украины во взаимосвязи со статьей 38 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) установлен исчерпывающий перечень правоотношений, которые могут регулироваться законом о Государственном бюджете Украины (исключительно определения доходов и расходов государства на нужды), есть основания считать положения статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII «Заключительные положения» Закона такими, которые не отвечают Конституции Украины, а также ссылается на правовые позиции, высказанные Конституционным Судом Украины в решениях от 9 июля 2007 № 6-рп/2007 (дело о социальных гарантиях граждан), от 22 мая 2008 № 10-рп/2008 (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины).

2. Решая вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) оспариваемых положений Закона, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.
2.1. Согласно Основному Закону Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится утверждение Государственного бюджета Украины (пункт 4 части первой статьи 85, часть первая статьи 96) исключительно в форме закона (пункт 1 части второй статьи 92, часть вторая статьи 95).
Отдельной процедуры рассмотрения, принятия и вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины, отличной от процедуры рассмотрения, принятия и вступления в силу других законов, в Конституции Украины не определено, но установлены некоторые особенности относительно его содержания, которыми обусловлены и определенные требования к этой процедуре. В частности, проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает и представляет в Верховную Раду Украины Кабинет Министров Украины вместе с докладом о ходе исполнения Государственного бюджета Украины текущего года. Действие во времени закона о Государственном бюджете Украины ограничивается конкретным периодом — с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах — другим периодом (статья 96, пункт 6 статьи 116 Основного Закона Украины).
По смыслу части второй статьи 95 Конституции Украины только законом о Государственном бюджете Украины должны определяться любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.
Структура и содержание закона о Государственном бюджете Украины определены частью второй статьи 38 Кодекса, а порядок подачи и рассмотрения законопроектов, влияющих на доходную или расходную части бюджета, — статьей 27 Кодекса.
2.2. Конституционный Суд Украины неоднократно по обращениям субъектов права на конституционное представление рассматривал дела и принимал решения относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) законов о Государственном бюджете Украины или их отдельных положений.
В частности, в Решении от 9 июля 2007 № 6-рп/2007 (дело о социальных гарантиях граждан) Конституционный Суд Украины установил, что требования относительно содержания закона о Государственном бюджете Украины содержатся в части второй статьи 95 Конституции Украины, положения которой конкретизированы в статье 38 Кодекса; определенный частью второй статьи 95 Конституции Украины, частью второй статьи 38 Кодекса перечень правоотношений, регулируемых законом о Государственном бюджете Украины, является исчерпывающим; из содержания положений Конституции Украины и Кодекса следует, что закон о Государственном бюджете Украины как правовой акт, четко обусловлен понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины — он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные потребности, поэтому этим законом не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а такжеустанавливаться другое (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины (абзацы четвертый, пятый, шестой пункта 4 мотивировочной части).
Признав указанным решением отдельные положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» такими, которые не отвечают Конституции Украины, Конституционный Суд Украины обратил внимание Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины на необходимость соблюдения положений статей 1, 3, 6, 8, 19, 22, 95, 96 Конституции Украины, статей 4, 27, части второй статьи 38 Кодекса при подготовке, принятии и введении в действие закона о Государственном бюджете Украины (пункты 1, 4 резолютивной части).
На указанных положениях Основного Закона Украины, Кодекса и указанных правовых позициях Конституционного Суда Украины основывалось его Решение от 22 мая 2008 № 10-рп/2008 по делу относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины, которым признаны неконституционными отдельные положения Закона Украины «О Государственный бюджет Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины «(пункт 2 резолютивной части). В этом решении Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что законом о Государственном бюджете Украины нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречия в законодательстве по мере необходимости приостановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы (абзацы третий, четвертый подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части).

2.3. Вопреки конституционным требованиям относительно предметного регулирования законом о Государственном бюджете Украины и правовым позициям, высказанным Конституционным Судом Украины в решениях от 9 июля 2007 № 6-рп/2007, от 22 мая 2008 № 10-рп/2008, Законом внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов (статья 24, пункты 8, 9, 10, 11, 13 раздела VII «Заключительные положения»), приостановлено на 2010 год действие отдельных законов (пункт 12 раздела VII «Заключительные положения»), а также установлено правовое регулирование отношений , что является предметом других законов Украины (статьи 14, 64, пункт 7 раздела VII «Заключительные положения»).
Конституционный Суд Украины на основании исследования материалов дела, с учетом соответствующих норм Конституции Украины (статья 95), Кодекса и своих правовых позиций, изложенных в указанных решениях, пришел к выводу, что положения статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII «Заключительные положения «Закона противоречат Конституции Украины.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, частями первой, второй статьи 152, статьей 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 70, 73 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», Конституционный Суд Украины

в р е ш и л:

1. Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения статей 14, 24, 64, пунктов 7-13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 № 2154 — VI.

2. Положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других официальных изданиях Украины.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

16/02/2011 - Posted by | Конституционный суд Украины |

1 комментарий

  1. […] This post was mentioned on Twitter by VladimirVideyko and VladimirVideyko, VladimirVideyko. VladimirVideyko said: Решение Конституционного суда Украины № 22-рп/2010 http://wp.me/pVSrw-fl […]

    Уведомление от Tweets that mention Решение Конституционного суда Украины № 22-рп/2010 « Блог Владимира -- Topsy.com | 17/02/2011


Sorry, the comment form is closed at this time.